Марина Тищенко была признана банкротом. Ее единственное жилье – квартира, находящаяся в залоге у одного из кредиторов, была продана с торгов. Требования залогового кредитора были удовлетворены в полном объеме, а также были погашены расходы на проведение процедуры банкротства. Финансовый управляющий подал ходатайство о прекращении производства по делу о банкротстве в связи с полным удовлетворением требований кредиторов. Суды трех инстанций удовлетворили ходатайство и утвердили вознаграждение управляющего. Тищенко обратилась с кассационной жалобой в Верховный Суд. Она указала, что суды проигнорировали исполнительский иммунитет в отношении суммы, оставшейся после расчетов с залоговым кредитором и погашения расходов, в итоге лишив ее возможности заявить об исключении этих средств из конкурсной массы и оспорить размер вознаграждения управляющего и результаты торгов. Конституционный Суд признал защищаемыми исполнительским иммунитетом и подлежащими исключению из конкурсной массы по заявлению должника денежные средства от продажи единственного жилья за вычетом сумм, направленных на погашение требований залогового кредитора и иных обязательных платежей. Эти средства призваны обеспечить жилищные права должника.
Верховный Суд указал, что соблюдение финансовым управляющим такого порядка распределения конкурсной массы отвечало бы принципам разумности и добросовестности. Направить причитающиеся должнику на решение жилищной проблемы средства на погашение требований незалоговых кредиторов возможно только при явно выраженном отказе должника от исполнительского иммунитета. Неподача должником заявления об исключении средств из конкурсной массы до расчетов с кредиторами не могла считаться отказом от иммунитета, а требовала выяснения воли должника.
Суд первой инстанции, не проверив соблюдение порядка распределения конкурсной массы и не выяснив позиции Тищенко, неосновательно признал мероприятия исчерпанными и прекратил производство. Апелляционный и окружной суды проигнорировали доводы жалоб Тищенко о нарушении ее жилищных прав и не учли поданную ею жалобу на действия финансового управляющего.