Направление поздравительной открытки вместо претензии расценивается как заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав и влечет отказ в их судебной защите, разъясняет Первый кассационный суд общей юрисдикции в изученном РАПСИ определении.
По данным пресс-службы суда, заявитель обратился в суд с иском к официальному импортеру автомобиля о защите прав потребителя, указав, что приобрел автомобиль, в котором в пределах гарантийного срока были выявлены технические недостатки.
Настаивая, что импортер оставил без ответа направленную в его адрес претензию об устранении недостатков товара, истец просил суд взыскать с ответчика компенсацию морального вреда, неустойку за неудовлетворение в добровольном порядке требований об устранении недостатков товара и штраф, уточняет суд.
«В ходе рассмотрения дела ответчик утверждал, что недостатки не мог устранить, так как претензию истца не получал, а в конверте, направленном в адрес компании, была вложена пустая поздравительная открытка», — указали в пресс-службе.
Тем не менее, суд первой инстанции установил, что в приобретенном истцом автомобиле присутствуют производственные недостатки, которые компания не устранила в установленный законом срок. С ответчика в пользу истца взыскана компенсация морального вреда, неустойка и штраф — всего 45 тысяч рублей.
При рассмотрении дела по апелляционной жалобе ответчика судом апелляционной инстанции были установлены юридически значимые обстоятельства, которые не определил суд первой инстанции, отмечает пресс-служба.
Так, в материалы дела компанией представлен конверт почтового отправления с номером ШПИ и указанием веса отправления — 16 грамм, вложенная в него опись об отправлении поздравительной открытки, в качестве отправителя указан истец и сама поздравительная открытка. Согласно выводам специалиста, поступившим в суд, в случае отправления конверта, содержащего претензию на листе формата А4, его вес составлял бы всего 13,5 грамм.
«Придя к выводу о том, что истец вместо претензии об устранении недостатков направил ответчику поздравительную открытку, и как следствие о наличии в действиях истца признаков злоупотребления правом и отсутствии оснований для удовлетворения иска, суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции отменил и принял по делу новое решение об отказе в иске.
Первый кассационный суд общей юрисдикции согласился с решением суда апелляционной инстанции, поскольку заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав в силу п. 2 ст. 10 ГК РФ влечет отказ в их судебной защите», — отмечает суд (Определение № 88-1360/2025).