В 2024 году число заявлений о взыскании убытков с арбитражных управляющих выросло на 56%. При этом суды изменили подход к таким спорам — теперь признание действий управляющего незаконными не ведет к автоматическому взысканию убытков с него. Заявителям приходится доказывать полный состав правонарушения. В будущем суммы претензий могут вырасти, но заявлений станет меньше из-за новых правил об уплате пошлин. Юристы считают, что размер госпошлин избавит от необоснованных исков, а практика взыскания убытков станет более предсказуемой.
Статистика и тенденции 2024 года
По сравнению с другими обособленными спорами в банкротстве, иски о взыскании убытков пока мало распространены, но их популярность набирает обороты, говорит ведущий юрист банкротной практики юридической компании Лемчик, Крупский и Партнеры Людмила Белобрагина. Об этом свидетельствует и статистика: число разбирательств о взыскании убытков с арбитражных управляющих (АУ) резко выросло в 2024 году. Их используют как рычаг давления на АУ и как способ пополнить конкурсную массу за счет дальнейших выплат со стороны страховой компании.

При этом взыскание убытков с управляющих стало не только способом защитить нарушенные права кредиторов, но и инструментом давления со стороны недобросовестных участников процедуры банкротства. Об этом говорит юрист адвокатского бюро S&K Вертикаль Лилия Тайгунова. В первую очередь это связано с тем, что в законе есть только общие принципы и не указаны четкие критерии, по которым определяют качество управления процедурой несостоятельности, продолжает эксперт.

Ведущий юрисконсульт ЮРЭНЕРГОКОНСАЛТ Дарья Шарко объясняет рост числа удачных попыток «восстановления справедливости» через взыскание убытков с противоречивой судебной практикой и формальным подходом судов к установлению причинно-следственной связи между фактическими убытками и действиями арбитражного управляющего.

Долгое время жалобы на управляющих были «страшным оружием» в делах о взыскании убытков. Об этом говорит партнер ПБ Олевинский, Буюкян и партнеры Юлия Трофимова. За годы в банкротных делах сформировался механизм, когда взыскатели убытков использовали удовлетворенные жалобы как безусловный аргумент, подтверждающий не только неправомерные действия, но и весь состав убытков в целом. По мнению эксперта, такой подход ставил управляющего в ситуацию, когда отбиться от убытков было почти невозможно. Арбитражные управляющие были виновны, как говорится, «лишь потому, что кредиторам хотелось кушать».

Но теперь ситуация может измениться.

В 2024 году суды изменили отношение к взысканию убытков с арбитражных управляющих. Юристы отмечают важный тренд: судебный акт о признании действий управляющего незаконными больше не создает презумпцию для взыскания убытков.

доказыванию подлежит полный состав убытков, даже если есть преюдициальные акты. «Из-за этого суды реже удовлетворяют требования кредиторов и отходят от формального подхода проверки действий управляющего на предмет соответствия закону о банкротстве. Они учитывают экономическую целесообразность, разумность действий управляющего в каждой конкретной процедуре, наличие иных, независящих от управляющего, причин возникновения убытков», — подтверждает Тайгунова.

Поэтому участникам процесса приходится доказывать четыре ключевых элемента:

неправомерное деяние арбитражного управляющего;
причинение убытков и их точный размер;
причинно-следственную связь между деянием и убытками;
вину арбитражного управляющего.
Еще одно ключевое изменение касается уплаты госпошлин за подачу заявлений к управляющим. В мае 2024 года Верховный суд постановил, что ее нужно платить как по имущественным искам. А уже в сентябре размер таких пошлин кратно вырос. В связи с этим количество претензий к арбитражным управляющим во второй половине 2024 года могло сократиться, полагает юрист АБ КИАП Анна Андреева. «Из-за значительных сумм госпошлин количество заявлений сократится, но они станут более обоснованными. Это увеличит процент удовлетворения требований», — прогнозирует эксперт.

Что будет дальше
Эксперты прогнозируют серьезные изменения в практике взыскания убытков с арбитражных управляющих в этом году. Главным фактором станет госпошлина за подачу заявлений, уверены они. Так, Белобрагина ожидает снижения количества заявлений о взыскании убытков с управляющих примерно на 50%. «Такой «механизм воздействия» потеряет свою актуальность в 2025 году из-за введения госпошлин», — считает эксперт.

Шарко видит в этом позитивную тенденцию: «Благодаря увеличению размера госпошлин наметилось снижение числа жалоб на действия управляющих с требованием о взыскании убытков. Возможно, заявители начнут более рационально оценивать риски неудовлетворения предъявляемых требований». Андреева полагает, что изменится и характер заявлений. «Хотя количество заявлений сократится, они станут более обоснованными, что увеличит процент удовлетворения требований», — комментирует юрист.

Кроме того, юристы ждут, что будет развиваться тенденция с разграничением ответственности между управляющими и другими участниками банкротных процедур. «До недавнего времени ответственность, связанная с принятием решений о деятельности должника, возлагалась, как правило, только на управляющих. Теперь суды чаще рассматривают вопрос о солидарной ответственности с другими участниками процесса», — отмечает Шарко.

Материал