В 2022 году Верховным судом Российской Федерации установлены новые подходы к вопросу реализации полномочий антимонопольного органа в сфере регулирования торгов.

Согласно п. 1 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 331, Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и руководствуется в своей деятельности положениями Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ (далее по тексту — закон о защите конкуренции).

Вместе с тем ФАС России на протяжении последних десяти лет в своей деятельности руководствуется нормами, предусматривающими, что предметом регулирования антимонопольного органа в том числе являются отношения, возникающие не на основании закона о защите конкуренции, а на основании иных законов, в том числе закона о банкротстве.

Антимонопольный орган, фактически игнорируя позицию Верховного суда Российской Федерации, продолжает вмешиваться в регулирование отношений, возникающих на основе закона о банкротстве и не предусмотренных антимонопольным законодательством, и рассматривает жалобы на проведение торгов в процедурах банкротства, применяя в своей практике положения закона о защите конкуренции вразрез с официальной позицией Верховного суда Российской Федерации.

Сложившаяся ситуация, когда вопреки позиции Верховного суда Российской Федерации антимонопольный орган продолжает рассматривать жалобы на торги по банкротству на основании ст. 18.1 закона о защите конкуренции, приводит к тому, что арбитражные суды Российской Федерации регулярно рассматривают иски об оспаривании решений антимонопольного органа по результатам рассмотрения жалоб на торги по банкротству и выносят судебные акты, подтверждающие отсутствие полномочий антимонопольного органа по рассмотрению таких жалоб и отменяющие решения антимонопольного органа по указанному вопросу.

Отсутствие разъяснений ФАС России по вопросам реализации антимонопольным органом полномочий по рассмотрению жалоб, касающихся организации и проведения торгов в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, учитывающих указанную правовую позицию Верховного суда Российской Федерации, приводит к отсутствию единообразия в подходах правоприменительной практики ФАС России, что нарушает конституционный принцип всеобщего равенства субъектов права перед законом и принцип правовой определенности, поскольку допускает произвольное применение правовых норм при рассмотрении антимонопольным органом дел, аналогичных по содержанию.

В связи с этим Национальным советом подготовлены предложения по разрешению сложившей правовой коллизии путем внепроцессуального обращения на имя председателя Верховного суда Российской Федерации с предложением внести изменения в п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства». Указанные изменения должны быть направлены на однозначное разъяснение понятия «обязательные торги» в целях применения положений ст. 18.1 закона о защите конкуренции, а также  полномочий антимонопольных органов по рассмотрению жалоб на торги, не относящиеся к сфере правового регулирования закона о защите конкуренции.

Материал PROбанкротство https://probankrotstvo.ru/articles/pravovoi-analiz-naliciia-u-fas-polnomocii-rassmatrivat-zaloby-na-provedenie-torgov-3979