Арбитражные управляющие вправе оспаривать любые действия, которые негативно влияют на имущественную массу банкрота, а не только его сделки, решил Верховный суд (ВС) РФ.
Такой вывод судебная коллегия по экономическим спорам (СКЭС) ВС РФ, согласно опубликованному определению, озвучила по итогам рассмотрения одного из споров, вытекающих из дела о несостоятельности Ирины Кислюниной. Среди прочего она вместе со своим супругом Эдуардом Фиякселем владела ООО "Росавтострой", обанкротившимся застройщиком жилого квартала "Изумрудный замок" в Нижнем Новгороде, а также ООО "Оптима".
Кислюнина была признана банкротом в сентябре 2019 года из-за долгов на 120,58 млн рублей, свидетельствуют материалы дела о ее несостоятельности. Ранее, в августе-ноябре 2017 года, суд взыскал с нее 116 млн рублей по сделкам "Росавтостроя" - частью солидарно с директором компании Андреем Савиным и Эдуардом Фиякселем.
Приблизительно в то же время Кислюнина продала своему сыну Роману Фиякселю упоминавшуюся выше "Оптиму". Цена сделки составила 10 тыс. рублей, хотя на балансе компании было нежилое помещение площадью 347,7 кв. м в Нижнем Новгороде, а ее выручка в 2017 году составила 4,2 млн и в последующие два года находилась примерно на этом же уровне, свидетельствуют данные аналитической системы "СПАРК-Интерфакс". Затем, в январе 2020 года "Оптима" внесла эту недвижимость в уставный капитал ООО "Лига-НН" Романа Фиякселя, получив 45,81% в этой компании.
В 2021 году сделка по продаже "Оптимы" была признана недействительной, компанию вернули Кислюниной. Суды решили, что из ее имущественной сферы было выведено ликвидное имущество с целью недопущения обращения на него взыскания. Согласно отчету об оценке, стоимость 100% в "Оптиме" составляла 3 млн рублей.
Но упомянутое выше нежилое помещение осталось за "Лигой-НН", будучи внесенным в уставный капитал, и финуправляющий Кислюниной Андрей Зыков обратился в суд с требованием вернуть эту недвижимость "Оптиме". Он ссылался на то, что передача актива состоялась на основании сделки, которую суд уже признал недействительной, а в соответствии с действующим законодательством ее стороны обязаны вернуть все полученное по ней или возместить стоимость.
Однако суды трех инстанций отказали в удовлетворении требований Зыкова. Они исходили из того, что у Кислюниной нет оснований оспаривать решение о вхождении "Оптимы" в состав совладельцев "Лиги-НН", так как на момент сделки Фияксель являлся законным участником ООО "Оптима".
Но СКЭС ВС РФ, куда обратился финуправляющий, этот вывод отвергла и отправила спор на новое рассмотрение. При новом рассмотрении судам придется учесть ряд выводов ВС РФ. В частности, коллегия указала, что по смыслу статьи 61.1 закона о несостоятельности ("Оспаривание сделок должника") перечень юридических действий, которые могут быть оспорены в рамках дела о банкротстве, не ограничен исключительно понятием "сделки", которое содержится в статье 153 Гражданского кодекса РФ (действия граждан и юрлиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей).
"В целях защиты кредиторов от недобросовестного поведения должника и части его контрагентов, а также в целях соблюдения принципов очередности и пропорциональности удовлетворения требований всех кредиторов потенциально могут оспариваться любые юридические факты, которые негативно влияют на имущественную массу должника", - говорится в опубликованном определении.
К числу подобных фактов, указала коллегия, могут быть отнесены действия, направленные на исполнение любых обязательств должника; совершенные третьими лицами сделки за счет должника; ненормативные правовые акты, оформляющие сделки по отчуждению имущества или прекращению имущественных прав должника и пр.
По ее мнению, передачу имущества в порядке внесения вклада в уставный капитал ООО, следует квалифицировать в качестве самостоятельной сделки, которую можно оспорить, поскольку действия направлены на отчуждение имущества в пользу другого лица и непосредственным образом изменяют гражданские права.
Материал https://fedresurs.ru/news/14ffce9a-325e-43cf-8563-5abe973b25f2